Wowar.Ru

Юнкерс Ju 88

Junkers Ju 88

Юнкерс Ju 88 Cамолет Юнкерс Ju 88 стал "рабочей лошадкой" люфтваффе во время второй мировой войны. Он выполнял столь разные по своему характеру задачи, что его можно по праву назвать одним из первых многоцелевых самолетов. Однако такая гибкость боевого применения являлась не результатом осознанного выбора, а скорее случайностью.В 1934 году Технический департамент министерства авиации Германии (Reichsluftfahrt Ministenum - RLM) подготовил техническое задание на разработку самолета, способного выполнять задачи бомбардировщика, истребителя, разведчика и штурмовика, но уже в начале следующего года возникли сомнения в правильности такой концепции, в результате чего появились новые, уже дифференцированные спецификации к истребителю и так называемому скоростному бомбардировщику.

Технические требования к бомбардировщику предусматривали создание трехместного самолета, вооруженного одним пулеметом MG-15 на подвижной установке (боекомплект - 500 патронов), нормальной бомбовой нагрузкой в 500 кг (максимальная-800 кг). Машина должна была развивать скорость 500 км/ч и поддерживать ее в течение 80 мин. Максимальная крейсерская скорость составляла 450 км/ч, время набора высоты 7000 м - 25 мин. Технические задания на разработку самолета получили компании "Фокке-Вульф", "Хеншель", "Юнкерc" и "Мессершмитт". При этом подразумевалось, что заказ будет оформлен только после конкурсных испытаний. Фирма "Фокке-Вульф" уклонилась от участия в конкурсе, "Хеншель" и "Юнкерc" приступили к разработке новых проектов, а в компании "Мессершмитт" взяли за основу истребитель Bf 110.

Юнкерс Ju 88

Руководство фирмы "Юнкерc" сделало упор на новейшие разработки и привлекло к работе известных конструкторов В.X.Эверса и А.Гасснера, имевших большой опыт в создании цельнометаллических монококовых конструкций в США. Работа над проектом началась в Дессау 15 января 1936 года. Первоначально рассматривались две параллельные модификации с однокилевым (Ju 88) и разнесенным (Ju 85) оперением. Технический департамент задержался с окончательным выбором, но в мае 1936 г. остановился на первом варианте, после чего на заводах компании приступили к сборке трех опытных самолетов Первый из них Ju88 V-1) поднялся в воздух 21 декабря 1936 года. За его штурвалом сидел шеф-пилот фирмы "Юнкерc" капитан Киндерманн.

Самолет представлял собой низкоплан с двумя двигателями "Даймлер-Бенц" DB 600А - 12-цилиндровыми жидкостного охлаждения, с лобовыми радиаторами (взлетная мощность 1000 л. с. и 910 л.с. на высоте 4000 м). Ju 88 V-1 имел монококовый фюзеляж овального сечения, образованный Z-образными шпангоутами и Т-образными стрингерами, к которым крепилась работающая обшивка. Двухлонжеронное крыло также имело гладкую работающую обшивку из легкого сплава. Основные стойки шасси с масляной амортизацией убирались электрически. Ju 88 V-1 разбился во время испытаний.10 апреля 1937 года совершил свой первый полет Ju 88 V-2. Он отличался только отсутствием небольших радиаторов под мотогондолами. Ju 88 V-3 впервые оторвался от земли 13 сентября 1937 года. Самолет проходил испытания в Рейхлине и показал хорошие результаты. Бомбардировщик V-3 получил двигатели "Юнкерc" Jumo 211А, развивавшие при взлете мощность 1000 л. с. и 975 л.с. на высоте 4200 м. Скорость достигла 517 км/ч, по сравнению с 462 км/ч на V-2, на котором устанавливались двигатели DB 600. Взлетный вес достигал 8500 кг. Потолок кабины был несколько приподнят для установки пулемета MG-15, а под бомбоприцелом, внизу под кабиной, установили блистер с обтекателем.

Отчеты из испытательного центра были настолько обнадеживающими, что RLM санкционировало постройку еще трех опытных самолетов до начала конкурсных испытаний с машинами конкурентов - "Хеншелем" Hs 127 и "Мессершмиттом" Bf 162. "Хеншель" задержался с испытаниями своего варианта, а силы "Мессершмитта" RLM решило бросить на доработку истребителей, поэтому концерн "Юнкерc" рассматривал предложения по рассредоточенному производству своего самолета. Весной 1938 года компания "Юнкерс-Верке" в Шенебекке стала готовить оборудование для серийного производства. На заводе фирмы "Юнкерc" в Ошерслебене планировалось производить фюзеляжи; крылья и хвостовое оперение должны были выпускаться на заводах в Гальберштадте и Леопольд-шалле, а окончательная сборка - на заводе в Бернбурге. Кроме того, RLM разместило заказы на изготовление отдельных узлов на предприятиях фирм "Арадо" в Бранденбурге, "Хейнкель" в Ораниенбурге, "Хеншель" в Шенефельде, "Дорнье верке Висмар" и "Фольксвагенверке" в Фольфсбурге.

К этому времени Технический департамент уточнил требования к бомбардировщику, сделав упор на возможность бомбометания при пикировании. Оборонительное вооружение решили усилить, а экипаж увеличить до четырех человек. Все эти изменения нашли свое воплощение в Ju 88 V-4, совершившем свой первый полет 2 февраля 1938 года. Самолет получил фасеточное остекление носовой части ("глаза жука"). Под кабиной в нижней гондоле была оборудована установка под один пулемет, стрелявший назад-вниз. RLM решило, что лучшей презентацией нового бомбардировщика станет достижение мировых рекордов Для этой цели был избран Ju 88 V-5. Первоначально он отличался от V-4 только двигателями Jumo 211В-1 (взлетная мощность 1200 л. с. и 1210 л с. на высоте 250 м), специально разработанными для серийной модели бомбардировщика. С самолета сняли нижнюю гондолу, установили более приземистый фонарь и новую носовую часть. В марте 1939 года бомбардировщик Ju 88 V-5 установил мировой рекорд на дистанции 1000 км, пройдя ее с нагрузкой 2000 кг со скоростью 514 км/ч. Пилотировали самолет летчики Эрнст Зиберт и Курт Хайнц. Четыре месяца спустя с той же нагрузкой V-5 пролетел 2000 км со средней скоростью 498 км/ч.

Пока готовились эти рекордные полеты, 18 июня 1938 года в воздух поднялся серийный прототип Ju 88 V-6. За ним последовали еще четыре опытных самолета, заказанных вместе с 10 предсерийными Ju 88А-0. Бомбардировщик Ju 88 V-6 подобно V-5 был оснащен двумя двигателями Jumo 211В-1, но трехлопастные винты заменили на четырехлопастные, а новое шасси позволило сократить объем мотогондол. Основное шасси имело теперь стойки с гидравлическим управлением, с поворотом на 90°. Самолет был четырехместным, взлетный вес возрос с 10 000 кг до 10 250 кг. Оборонительное вооружение состояло из трех пулеметов MG-15, бомбовая нагрузка в бомбоотсеке доходила до 500 кг. Ju 88 V-7, совершивший первый полет 27 января 1938 года, стал вторым эталоном в серии "А". Позже его переделали в прототип "охотника" серии "С". Ju 88 V-8 и V-9 отличались от предшественников только тем, что получили воздушные тормоза на консолях, a Ju 88 VI0 использовался для испытаний внешней подвески бомб под центропланом. Воздушные тормоза и внешняя подвеска бомб стали стандартом для первых серийных Ju 88А-0, сошедших со сборочной линии в марте 1939 года.

Юнкерс Ju 88

Серия Ju 88А.

Самолеты Ju 88А-0 поставлялись в спецкоманду "88", главной задачей которой было проведение войсковых испытаний и тренировки обслуживающего персонала. Эта часть стала ядром сформированной в августе группы I/KG.25, вооруженной новыми самолетами Ju 88А-1, которую 22 сентября 1939 года переименовали в I/KG.30. Одновременно была создана учебная группа "Ju 88". Поставки бомбардировщиков Ju 88А-1 шли крайне медленно, и когда I/KG.30 26 сентября 1939 года пошла в бой, в ее составе находилось всего несколько предсерийных Ju 88А-0. Ju 88А-1 конструкционно близок А-0 и отличался лишь возвратом к трехлопастным винтам (вместо четырехлопастных). Четыре члена экипажа размещались в носовой части фюзеляжа перед крылом. Пилот располагался слева, бомбардир внизу. Бортинженер сидел за пилотом лицом назад. Рядом с ним, чуть ниже, находился радист, который в случае необходимости мог перейти в подфюзеляжную гондолу для обслуживания нижнего пулемета. Два бомбоотсека вмещали двадцать восемь 50-кг бомб SC-50. Четыре держателя под центропланом позволяли поднимать бомбы весом до 500 кг, но обычно подвешивались 100-кг бомбы, обеспечивавшие бомбовую нагрузку 1800 кг. При полете на небольшие расстояния под крылом подвешивались четыре 250-кг или две 500-кг бомбы. Бомбоприцел монтировался на полу кабины и во время полета сдвигался влево, чтобы не ограничивать обзор.

Запас топлива находился в 415-л консольных и 425-л центропланных баках. Для дальних полетов в переднем бомбоотсеке можно было разместить 1215-л дополнительный бак, а в случае необходимости и 680-л бак в заднем отсеке Первоначально оборонительное вооружение состояло из пулемета MG-15, стрелявшего вперед через правую часть остекления, и из двух таких же пулеметов, расположенных в задней верхней и нижней установках. Вскоре выяснилось, что этого недостаточно. Дополнительно установили еще один MG-15, стрелявший назад. Обычно в частях технического обслуживания ставились еще два MG-15 в боковых установках. Но поскольку все эти дополнительные пулеметы обслуживались одним человеком, добиться мощного залпа не удавалось. Подобно большинству новых боевых самолетов Ju 88 страдал от многочисленных "детских болезней". Решетчатые воздушные тормоза, установленные под передним лонжероном крыла, в момент выпуска вызывали эффект пикирования, из-за чего возникали затруднения с управлением. Несмотря на это, самолет отличался прекрасной маневренностью. Серьезную проблему создавали основные стойки шасси: все первые 10 самолетов, изготовленные на заводе компании "Арадо" в Бранденбурге, потерпели аварии из-за отказа выпуска одной из стоек. Со временем двигатели Jumo 211В-1 заменили на Jumo 211С-1 той же мощности. Появились узлы крепления стартовых ракетных ускорителей, которые использовались при взлете с перегрузкой. Новая модель самолета получила обозначение Ju 88А-2.

Очередной вариант - Ju 88А-3 представлял собой модернизированный А-1 с двойным управлением и идентичным приборным оборудованием. Начало разработки в 1940 года варианта Ju 88А-4 привело к появлению целого ряда различных модификаций, на которых устанавливались усовершенствованные двигатели Jumo 211 (варианты 211F и 211J), отличавшиеся усиленным коленвалом, установкой нагнетателя DFL, новым управлением, доработанным топливным насосом и системой охлаждения под давлением. Jumo 211J, кроме того, имел индукционный охладитель. Более мощный двигатель Jumo 211J предназначался для установки на самолете Ju 88А-4, площадь крыла которого была увеличена на 2,4 м2 (до 54,5 м2) за счет удлинения консолей на 1,65 м, что, в свою очередь, увеличило размах крыла до 20 м. Одновременно с консолями удлинили элероны, получившие вместо матерчатой металлическую обшивку, и укрепили стойки шасси. Работы над мотором Jumo 211J задержали запуск в производство самолета Ju 88А-4, в результате чего весной 1940 г. появился уже новый вариант Ju 88А-5, представлявший собой планер А-1 с консолями от А-4. Новый самолет получил усиленное шасси и возможность подвески еще двух 250-кг бомб под консолями крыла. Бомбардировщики Ju 88А-5 оснащались двигателями Jumo 211В-1, G-1 или Н-1, развивавшими мощность при взлете 1200 л.с. Эта модификация стала поступать на вооружение бомбардировочных эскадр во время Битвы за Англию (1940-1941 годов).

Аэростаты заграждения, прикрывавшие промышленные центры Англии, доставляли немало хлопот при бомбометании с малых высот. Для борьбы с ними были разработаны варианты Ju 88А-5 и А-6, оборудованные параванами перед крыльями, заканчивающимися резаками тросов. С небольшой боевой нагрузкой А-6 должны были расчищать дорогу для остальных бомбардировщиков. Общий вес паравана с 60-кг противовесом составлял 380 кг Увеличившееся воздушное сопротивление снизило крейсерскую скорость с 400 до 375 км/ч. Самолеты Ju 88А-6 оказались очень уязвимыми и малоэффективными. Поэтому их скоро стали переоснащать в обычные бомбардировщики, снимая параван и противовес. Некоторые самолеты переделывали в дальние морские разведчики (вариант Ju 88A-6/U). Экипаж сокращался до трех человек, снималась нижняя гондола, а в носовой части монтировался локатор FuG 200 "Хохентвиль". Под центропланом устанавливались сбрасываемые топливные баки. На самолете использовались двигатели Jumo 211J.

Еще до начала сборки Ju 88А-4 было выпущено небольшое число учебных А-5 с двойным управлением, получивших обозначение Ju 88А-7. На первых серийных Ju 88А-4 стояли двигатели Jumo 211F-1, вскоре уступившие место Jumo 211J. Jumo-211J развивали взлетную мощность 1340 л.с., 1350 л. с. на высоте 250 м и 1060 л. с. на высоте 5200 м. Учитывая уроки, полученные в ходе Битвы за Англию, усилили оборонительное вооружение и бронезащиту экипажа Ju 88А. Хотя самолет проявил себя лучше, чем любой другой бомбардировщик люфтваффе, а его высокая скорость позволяла уходить даже от "Спитфайра", потери были все же значительными. В результате на Ju 38А-4 пулеметы MG-15 заменили на MG-81, имевшие более высокие технические данные при том же калибре. Предусматривалось несколько вариантов вооружения в зависимости от серии самолета. Помимо одного пулемета калибра 7,9 мм в панели остекления, которым управлял пилот, в носовой части устанавливался один MG-131 или два MG-81 на подвижной установке. Из них вел огонь стрелок-бомбардир. В нижней гондоле монтировался MG-131 (либо спарка MG-81). В задней части кабины стояли два MG-81. С середины 1941 года задняя часть кабины приобрела выпуклую форму, обеспечивавшую стрелкам большую свободу действий.

Защита пилота состояла из бронеспинки, бронезаголовника, боковых и нижних бронеплит толщиной 4-9 мм. Стрелки тоже получили бронеплиты толщиной 4-8,5 мм. Передний бомбоотсек заменили на топливный бак. Бомбовая нагрузка теперь размещалась в основном отсеке под крылом. Обычно на внутренних центропланных держателях ETC подвешивались две 500-кг бомбы, на внешних -две 250-кг, а также Две 250-кг бомбы под консолями. В заднем бомбоотсеке обычно размещали десять 50-кг бомб, осветительные бомбы или контейнеры зажигательных бомб. Вместо колесного можно было использовать лыжное шасси, а при взлете могли применяться ракетные ускорители.


Все последующие модификации серии "А" выпускались на основе Ju 88А-4, но их номера не отражали той последовательности, с которой они поступали на вооружение. Более того, даже стандартный бомбардировщик использовался в нескольких ролях и после внесения некоторых изменений в оборудование получал в ряде случаев другой номер модификации. Например, тропические варианты Ju 88А-1 и А-5, оборудованные пылевыми фильтрами, солнечными шторками и снаряжением для действий в пустыне, обозначались соответственно Ju 88А-9 и А-10. Они появились раньше, чем А-8, разработанный на базе А-4. На основе А-4 также были созданы следующие варианты:

  • Ju 88А-8 (с двигателями Jumo 211F-1) — выпускался параллельно с А-4; на передних кромках крыла были установлены резаки аэростатов заграждения (так называемых "Kutonase"); экипаж состоял из трех человек. Небольшое количество машин этой модификации было выпущено в 1941 году.
  • Ju 88А-11 - серийная модификация тропического варианта Ju 88А-4/Тrор., появившегося благодаря усилиям частей техобслуживания и доработанного на сборочной линии.
  • Ju 88А-12 - переоборудованные под двойное управление А-4, с которых снималась нижняя гондола, воздушные тормоза и все вооружение.
  • Ju 88А-13 - самолеты, использовавшиеся в качестве штурмовиков. Воздушные тормоза и бомбо-прицел были сняты, экипаж получил дополнительную бронезащиту, вооружение состояло из 250-ти 2-кг осколочных бомб и 16-ти пулеметов MG-17, установленных в контейнере на держателях ETC под крылом.
  • Ju 88А-14 - получил устройство для преодоления аэростатных заграждений ("Kutonase"), дополнительное бронирование экипажа, на нескольких машинах установили в нижней гондоле пушку MGFF] сняв бомбоприцел. MGFF использовалась в основном для атаки морских судов. Ее получили и несколько Ju 88А-4, причем иногда пушка устанавливалась в правой части лобового остекления кабины.
  • Ju 88А-15 - планер А-4, оборудованный увеличенным бомбоотсеком, вмещавшим до 3000 кг бомб. Нижняя гондола снималась, экипаж сокращался до трех человек, оборонительное вооружение состояло только из двух пулеметов MG-15.
  • Ju88A-16 - вариант А-14 с двойным управлением без нижней гондолы и оборонительного вооружения.
  • Ju 88А-17 - торпедоносец. Под крылом монтировался держатель PVC, что позволяло поднять две 765-кг торпеды LTF-5b. В длинном обтекателе, справа под фюзеляжем, располагался механизм подготовки торпеды к сбросу. Экипаж состоял из трех человек. Нижняя гондола на некоторых самолетах снималась.

Объемы производства Ju 88А быстро достигли внушительных размеров. Если в 1939 году люфтваффе получили только 110 самолетов этого типа, то в следующем было выпущено уже 2184 машины (в т. ч. 60 ночных истребителей и 330 разведчиков). Общий выпуск в 1941 г. составил 2619 самолетов (из них 2000 бомбардировщиков). В 1942 г., несмотря на прекращение производства самолета на заводах компаний "Арадо" в Бранденбурге, "Дорнье верке Висмар" и "Хейнкель" в Ораниенбурге, было произведено 3094 машины (2270 бомбардировщиков). К этому времени Ju 88 стал основным самолетом-бомбардировщиком, а в начале 1943 года появился на вооружении ВВС союзников Германии.

Боевая карьера Ju 88А.

22 сентября 1939 года в Йевере была сформирована группа I/KG.30, вооруженная Ju 88А. Уже 26 сентября четыре самолета этой части бомбили британские корабли. Атака не удалась, хотя пилот одного из бомбардировщиков — ефрейтор Карл Франке — утверждал, что накрыл 500-кг бомбой авианосец "Арк Ройял". Один из самолетов действительно добился попадания в линкор "Худ" (а не "Арк Ройял"), но бомба не взорвалась. Тем не менее, командование люфтваффе заявило, что "помимо уничтожения авианосца достигнуто несколько попаданий в линкор".

Юнкерс Ju 88

9 октября I/KG.30 провела еще одну неудачную атаку против англичан в Северном море, а 16 октября — впервые совершила налет на Англию, на Ферт-оф-Форт. Одна бомба попала в крейсер "Саутгемптон" и опять не взорвалась, незначительные повреждения получили крейсер "Эдинбург" и эсминец "Мохаук". "Спитфайрами" были сбиты два Ju 88А, включая самолет командира группы Похле. На следующий день четыре Ju 88А бомбили Скапа-Флоу, повредив учебный линкор "Айрон Дюк".

1 декабря 1939 года была создана группа II/KG.30, а 1 января 1940 года — III/KG.30. К началу операции "Везерюбунг" (вторжение в Данию и Норвегию) в трех группах находилось 84 самолета Ju 88 (47 боеспособных). 10 апреля 1940 года они вместе с Не 111 из эскадры KG.26 атаковали английские суда возле Бергена, потопив эсминец "Гуркх" и повредив крейсеры "Девоншир", "Глазго" и "Саутгемптон". Вскоре KG.30 была перебазирована в Осло, Ставангер и Тронхейм. С аэродрома последнего действовала так называемая эскадрилья "охотников" из KG.30, имевшая в своем составе пять Ju 88 и десять Bf 100С.

Эскадра KG.51, первоначально имевшая на вооружении только Не 111, тоже получила Ju 88А. К 10 мая 1940 года две группы этой эскадры были оснащены "Юнкерсами". Одновременно приступили к перевооружению LG.1 и KG.4, но успели переоснастить только одну группу из двух в первой эскадре и одну из трех во второй. Поэтому Ju 88А играли небольшую роль при вторжении во Францию и страны Бенилюкса. Первой полномасштабной операцией для них стала Битва за Англию. 13 августа 1940 года эскадры KG.51 (три полка) и LG.1 (два полка), III группа KG.4,1 и II группы KG.54 закончили перевооружение на Ju 88А. К январю 1941 года самолетами Ju 88 были вооружены: 2-й воздушный флот — KG.30 насчитывала 90 самолетов (43 боеспособных); 3-й воздушный флот — I и II/KG.1 с 55 самолетами (15 боеспособных), KG.76 — 83 самолета (6 боеспособных), KG.77 — 87 самолетов (36 боеспособных), KG.51 — 77 самолетов (33 боеспособных), KG.54 — 59 самолетов (33 боеспособных), K.Gr.806 — 18 самолетов (12 боеспособных), I/LG.1 — 21 самолет (10 боеспособных); в X воздушном корпусе, II и III/LG. 1, — 77 самолетов.

Главной целью Ju 88 в начале 1941 года стала Мальта, где действовали эскадры KG.54, KG.77, LG.1, KGr.806 и K.Gr.606. Позже они были усилены группой III/KG.30, базировавшейся на Сицилии. Основная нагрузка на Средиземноморье легла на самолеты из эскадры LG. 1, которая оставалась здесь до 1944 года. В 1941-1942 годах эта часть в основном бомбила английские морские конвои. Первым ее крупным успехом стал налет 11 мая 1941 года, когда в результате трех атак было уничтожено три британских эсминца: "Ливили" и "Киплинг" пошли ко дну от полученных во время налета повреждений, а "Шакал" затонул следующим утром при попытке его буксировки.

Бомбардировщики Ju 88 принимали активное участие и в боях на Восточном фронте. Одной из наиболее значительных операций в воздушной войне на Востоке стал налет 22 июля 1941 года на Москву, в котором участвовали 130 бардировщиков Ju 88 из состава эскадр KG 3 и KG.54. Очень удачно на Восточном фронте самолеты Ju 88 действовали против англо-американских полярных конвоев. Первой жертвой стал конвой PQ-13, потерявший в марте 1942 г. два судна в результате налетов III/KG.30. 25-30 мая 1942 г. более 100 бомбардировщиков Ju 88А (KG.30) непрерывно наносили удары по PQ-16. Эти усилия увенчались гибелью семи судов. Конвой PQ-17 подвергся практически полному уничтожению, потеряв 23 судна (из них около половины от атак с воздуха). С начала 1943 года самолеты Ju 88А начали поступать на вооружение сателлитов Германии. В марте 1943 года в Германию для обучения прибыли летчики финского полка бомбардировщиков P/LeLv 44. В апреле-мае они перегнали в Финляндию 23 Ju 88А. При этом один самолет был потеряч. К началу советского наступления в июне 1944 г. полк P/LeLv 44 располагал 14 бомбардировщиками Ju 88А-4. После подписания перемирия в сентябре 1944 года финские "Юнкерсы" наносили удары по отступающим из Финляндии немецким войскам, неся тяжелые потери от зенитного огня.

Еще одним получателем Ju 88А-4 в начале 1943 года стали итальянские ВВС ("Regia Aeronautica"). Всего они получили 52 самолета (включая разведчики Ju 88D-1, которыми оснастили эскадрилью стратегической разведки). Бомбардировщики Ju 88А-4 поступали в 51-й бомбардировочный полк, находившийся еще в процессе перевооружения, когда 8 сентября 1943 года Италия капитулировала. Румынские ВВС получили Ju 88А-4 для оснащения трех эскадрилий в составе 5-го бомбардировочного полка. Эти "Юнкерсы" после капитуляции Румынии 23 августа 1944 года использовались против :амих немцев в боях у Клаузенбурга. Венгры тоже сумели создать эскадрилью скоростных бомбардировщиков Ju 88А-4. Последние ее машины были уничтожены в ходе Балатонского сражения в марте 1945 года. Против немецких войск действовали не только финские и румынские Ju 88А-4. После отступления вермахта за Рейн французы, используя брошенные и 88, сформировали 4 сентября 1944 года полк FFI "Дор". В него со всей Франции собрали Ju 88, отремонтированные на заводе SNCASE в Тулузе. Первые самолеты полк получил 20 сентября. С 16 октября он уже бомбил немецкие позиции в устье реки Киронды и порт Ла-Рошель. Французские Ju 88 находились в строю до начала 50-х годов.

Судьба эскадр люфтваффе, вооруженных Ju 88А:

  • LG. 1 - действовала на Средиземном море, сражалась в Италии. В июне 1944 года была переведена в Бельгию. Капитуляция застала ее в Шлезвиг-Гольдлтейне. Единственная эскадра Ju 88, не участвовавшая в боях на Восточном фронте.
  • KG.1 - принимала участие в нападении на СССР. Осенью 1941 года переброшена на Балканы, расформирована летом 1944 года.
  • KG.3 - оставалась на Восточном фронте до начала 1944 года III группа из ее состава позже была перевооружена на Не 111, приспособленные для пуска ракет.
  • KG.6 - сформирована в мае 1942 года, действовала на Западном фронте. К концу 1944 года переоснащена Ju 188.
  • KG.26 - весной 1944 года приступила к перевооружению с Не 111 на Ju 88А. Конец войны встретила в Норвегии.
  • KG.51 — в апреле 1943 года была перевооружена на самолеты Me 410.
  • KG.54 - в 1944 года переброшена из СССР на Запад, где участвовала в ночных налетах на Англию. Осенью того же года была расформирована.
  • KG.60 - дислоцировалась в Норвегии. Использовала Ju 88 недолго — зимой 1942-1943 годов.
  • KG.66 - действовала на Западном фронте. Имела смешанный состав "охотников": Ju 88, Ju 188 и Do 217.
  • KG.76 - в 1943 году переброшена с Восточного фронта на Сицилию. В июне 1944 года вернулась на Западный фронт, где приступила к перевооружению на Аr 234.
  • KG.77 - действовала на Восточном фронте до начала лета 1942 года, когда была переведена на Сицилию, и окончательно была расформирована зимой 1942-1943 годов.

К началу 1945 года Ju 88А оставались на вооружении всего лишь нескольких частей (эскадры — KG.26, KG.66 и LG.1).



© WOWAR.RU