Wowar.Ru

Учебно-тренировочный самолет Tachikawa Ki-9 "Spruce"

Таchikawa Ki-9 "Spruce"

Учебно-тренировочный самолет Tachikawa Ki-9 "Spruce""Тачикава Хикоки Кабусики Кайса" Проходил испытания в 1935 году. Небольшая авиастроительная фирма "Тачикава" не претендуя на лавры таких крупнейших Японских авиастроительных компаний, как "Накадзима" или "Mицубиси", сосредоточила в 1930-е годы усилия на разработке и изготовлении простых и дешевых в производстве учебно-тренировочных самолетов. Обойтись без них было невозможно, особенно на этапе бурного развития авиации, а именно такой период в то время переживала авиация Японии.

Первым шагом в данном направлении стало создание специалистами "Тачикава" (в инициативном порядке) опытного образца учебного самолета R-5. оснащенного двигателем мощностью 125 л.с. В 1933 году машина прошла испытания, но их результаты военных не удовлетворили — самолет был признан слишком маломощным. Неудача не охладила энтузиазм конструкторов. Напротив, они активизировали свои усилия и в марте 1934 года обсудили требования к будущему учебному самолету с персоналом армейской летной школы в Токорозаве.

Учебно-тренировочный самолет Tachikawa Ki-9 "Spruce"

Фотография сохранившегося до наших дней Японского учебного самолета Таchikawa Ki-9 "Spruce"

Через месяц согласованная спецификация была передана на "Тачикаву" вместе с заказом Коку Хомбу на проектирование нового самолета, получившего армейский индекс Ki-9, который можно было бы применять и как учебный и как переходный. Для этого машину предполагалось оснастить достаточно мощным двигателем (350-сильным Хитачи На-13а) и оборудованием для полетов по приборам, а ее конструкция должна была выдерживать 12-кратную перегрузку.

Учебно-тренировочный самолет Tachikawa Ki-9 "Spruce"

Полет учебно-тренировочного самолета Японской Императорской армии Таchikawa Ki-9 "Spruce" нажмите, чтобы увеличить

Планировалось, что с этим двигателем самолет сможет достигнуть скорости 220 км/ч, а продолжительность полета составит 3,5 часа. Одновременно заказчик поручил разработчикам предусмотреть возможность установки на самолет двигателя Накадзима NZ мощностью всего 150 л.с. В такой комплектации упрощенный вариант машины можно было использовать для начальной подготовки пилотов.

Учебно-тренировочный самолет Tachikawa Ki-9 "Spruce"

Японский учебно-тренировочный самолет Таchikawa Ki-9 "Spruce"

К концу 1934 года были изготовлены три опытных самолета Ki-9. Первый из них был оснащен двигателем Хитачи На-13а и поднялся в воздух 7 января 1935 года. Он оказался сложным в управлении и недостаточно маневренным. Кроме того, амортизаторы шасси были слишком жесткими. Специалистам пришлось доработать конструкцию, после чего самолет отправили для официальных испытаний в Токорозаву. За вторым опытным самолетом, с таким же двигателем, поспедовал третий с 7-цилиндровым звездообразным двигателем Накадзима NZ. Из-за использования более легкой силовой установки центр тяжести самолета сместился назад, из-за чего резко ухудшилась управляемость на взлете.

Учебно-тренировочный самолет Tachikawa Ki-9 "Spruce"

Самолет Японской Императорской армии Таchikawa Ki-9 "Spruce"

По результатам проведенных в Токорозаве официальных испытаний на вооружение был принят только вариант с двигателем На-13а. Его запустили в серийное производство под обозначением "Армейский учебно-тренировочный самолет для промежуточной летной подготовки Тип 95-1 Модель A" (Ki-9a). В 1939 году эта машина была модернизирована и упрощена, ее фюзеляж стал немного короче, уменьшился полетный вес. Появившийся в результате вариант Тип 95-1 Модель В (Ki-9 КАI) отличался от предшественников лучшей маневренностью и более высокими летными характеристиками.

Учебно-тренировочный самолет Tachikawa Ki-9 "Spruce"

Армейский учебно-тренировочный самолет для промежуточной летной подготовки Тип 95-1 Модель A" (Ki-9a)

Характерная черта хвостового оперения Ki-9 - очень болышая по сравнению с площадью стабилизаторов площадь рулей направления и высоты. Это было сделано для того, чтобы самолет имел лучшую управляемость и маневренность.

Учебно-тренировочный самолет Tachikawa Ki-9 "Spruce"

Фотография модели Японского самолета Таchikawa Ki-9

Для обучения полетам по приборам самолеты обоих вариантов имели складывающиеся непрозрачные колпаки. Серийное производство самолетов Ki-9 на заводе фирмы "Тачикава" было завершено в 1942 году после выпуска 2395 машин. Еще 220 экземпляров было собрано на заводе компании "Токио Хикоки КК" в последние два года войны. Учебно-тренировочные самолеты Ki-9, получившие у американцев кодовое наименование "Спрюс", применялись по прямому назначению на протяжении всей войны на Тихом океане. Они также поставлялись союзникам Японии: в Таиланд и Маньчжурию, а после войны даже использовались индонезийскими повстанцами в их борьбе с голландскими колонизаторами.

Модель
Ki-9
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
10,32
Длина, м
7,9
Высота, м
3,1
Силовая установка
Hitachi Ha-13a
Мощность, л.с, кВт
350 (261)
Масса пустого, кг
1015
Нормальная взлетная, кг
1425
Максимальная взлетная, кг
1580
Макс. скорость, км/час
240
Продолжительность полета
3 часа 30 минут
Практический потолок, м
5800
Вооружение, пулеметы, мм
нет
Вооружение, пушки, мм
нет

© WOWAR.RU