Wowar.Ru

Мессершмитт Вf 110

Messerschmitt Bf.110
Концепция стратегического истребителя

Мессершмитт Вf 110 Стратегический истребитель Мессершмитт Bf-110 появился в середине тридцатых годов. Но концепция многоместного тяжелого истребителя сопровождения большой дальности была сформулирована в годы первой мировой войны, когда противоборствующие стороны ощутили потребность в самолете-истребителе, способном глубоко проникать на территорию противника, сопровождая бомбардировщики. Кроме того, перед стратегическим истребителем ставилась задача заградительного патрулирования на дальних подступах к своим базам. Однако, в то время технические возможности не позволяли создать такой самолет, а в двадцатых годах интерес военных к подобному истребителю стал падать. И только после 1933 года возрождение агрессивной политики Германии дало новый толчок развитию стратегического истребителя в Европе. Военные ряда стран снова возвращаются к идее создания самолета подобного класса. В 1934 году начались работы над проектом истребителя сопровождения в Польше и Франции.

Во Франции в результате конкурса был выбран самолет POTEZ-63, который появился в октябре 1934 года. А в августе 1934 года в Польше был создан самолет PZL P-38(WILK). Обе эти машины были свободнонесущими цельнометаллическими монопланами с рабочей обшивкой, двумя двигателями, убирающимися шасси и двухкилевым хвостовым оперением. В Германии тяжелый самолет-истребитель (ZERSTORER) по требованиям заказчиков должен был выполнять следующие задачи: — глубокое проникновение в тыл противника для уничтожения его истребителей-перехватчиков перед подходом своих бомбардировочных формирований; — сопровождение бомбардировщиков; — перехват и уничтожение бомбардировщиков противника; — выполнение задач по бомбардировке и штурмовке наземных целей. При создании подобного истребителя немецкие конструкторы столкнулись с большими трудностями. К нему предъявлялись взаимоисключающие требования. Большой запас топлива приводил к увеличению массы самолета, и, чтобы сохранить его летные данные на уровне легких истребителей, понадобилось установка двух моторов, а это в свою очередь приводило к потере маневренности, необходимой для борьбы с одномоторными истребителями.

Мессершмитт Вf 110Неудивительно, что идея создания стратегического истребителя вызвала в Германии неоднозначное отношение. Технический департамент Г.Геринга отнесся к ней с неодобрением, тогда как генеральный штаб предлагал немедленно приступить к осуществлению этого проекта. Однако идея вскоре увлекла и самого Геринга, Первый из четырех предсерийных Bf-110A-0 было дано указание о скорейшем создании этого самолета. Предполагалось, что это будет двухмоторный трехместный моноплан с сильным пушечным вооружением в подвижных установках. К осуществлению проекта приступили в конце 1934 года сразу несколько фирм: AGO (ARADO), DORNIER, FOCKE-WULF, HENSHEL и HEINKEL. Но лишь на двух из них, FOCKE-WULF и HENSHEL, работа завершилась созданием самолетов. Заводом FOCKE-WULF был предложен FW-57, имевший силовую установку из двух 12—цилиндровых двигателей водяного охлаждения DB 600 мощностью 910 л. с. и вооружение из двух 20 мм пушек MG FF и еще одной такого же типа, установленной для стрельбы назад в башенке фирмы MAUSER с электроприводом.

Фирма HENSHEL предложила самолет HS-124 также с двумя 12—цилиндровыми двигателями водяного охлаждения JUMO 210 мощностью 600 л.с. Вооружение состояло из пушек, установленных в башне MAUSER в передней части фюзеляжа. Самолет имел бомбоотсек. Bf-110A/B. В отличие от фирм HENSHEL и FOCKE-WULF фирма Вилли Мессершмитта не пользовалась поддержкой Технического департамента. Считалось, что предоставление ей заказа на изготовление стратегического истребителя отрицательно скажется на создании одноместного истребителя Bf-109. Однако, В. Мессершмитт и его главный инженер В.Рихтер все-таки решили взяться за создание своего прототипа двухмоторного истребителя, заручившись поддержкой Эрнста Удета, который, не имея официальной должности, пользовался большим авторитетом в авиационных кругах Германии. С помощью Министерства авиации он успешно провел план Мессершмитта в жизнь, и BFW^ получила разрешение на разработку прототипа. Правда, весной 1935 года эта программа была оттеснена еще одной — по созданию скоростного бомбардировщика (в конце концов воплотившейся в Bf-162). Но несмотря на это, BFW упорно продолжала работу над будущим Bf-110. Строительство трех опытных самолетов-истребителей началось в Аугсбурге в 1935 году.

Мессершмитт Вf 110

Прототип Bf-110 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с двухкилевым хвостовым оперением. Крыло состояло из двух частей, каждая половина которого была присоединена к фюзеляжу ведущей кромкой к верхним и нижним лонжеронам. На передней кромке крыла были автоматические предкрылки фирмы Handley Page, которые занимали 40% длины передней кромки. На задней кромке устанавливались щелевые закрылки с гидравлическим приводом и элероны с внешними балансирами массы. Фюзеляж был овального сечения, из секций с металлической рабочей обшивкой. Экипаж состоял из трех человек. Место пилота находилось над передней кромкой крыла, за ним размещались штурман-радист и задний стрелок. Вся кабина была расположена под сплошным прозрачным фонарем. Хвостовое оперение было свободнонесущее, монопланового типа; на его концах были кили с рулями направления. Все три стойки шасси втягивались назад гидравликой. Главные стойки располагались в мотогондолах и закрывались створками. Два двигателя DB 600А вращали трехлопастные воздушные винты изменяемого шага и развивали мощность 910 л. с. на уровне моря. Топливо находилось в четырех баках, по два в каждом крыле. После полных статических испытаний в Аугсбурге 12 мая 1936 года летчик-испытатель Р. Опитц поднял в воздух первый прототип Bf-110V1. Несколькими днями позднее машина показала скорость 502 км/ч на высоте 3500 м при весе в 5000 кг. Эта скорость близка к максимальной скорости прототипа истребителя Хаукер "Харрикейн", облетанного шестью месяцами раньше, и превышала скорость одноместного истребителя Bf-109V1. Испытательные полеты часто прерывались из-за плохой работы двигателей DB600А. Летчики-испытатели положительно оценивали скорость самолета, но негативно отзывались о его маневренности и других динамических свойствах. Серьезным недостатком Bf-110V1 была тенденция к сильному раскачиванию при взлете и посадке. При выполнении пробега и разбега требовалось особое внимание летчиков. Другой вариант шасси и регулировка колес сняли остроту проблемы, но не разрешили ее до конца. 24 октября 1936 года поднялся в воздух второй прототип Bf-110V2, который был, по существу, такой же, как и его предшественник, за исключением незначительных изменений, продиктованных предыдущими испытаниями Bf-110V1.

Мессершмитт Вf 110

В январе 1934 года BM10V2 был направлен в Рихлин для оценки его летчиками-испытателями из Министерства авиации Германии. Оценка оказалась благоприятной. Между тем Мессершмитт, не дожидаясь ее, уже начал подготовку производства предсерийных образцов. И поскольку самолеты FW-57 и HS-124 были признаны не подходящими для выполнения задач тяжелого истребителя и скоростного истребителя-бомбардировщика, Г.Геринг потребовал немедленного развертывания производства Bf-110, который стал единственным самолетом этого типа, продолжавшим испытания. В 1936 году 24 декабря в воздух поднялся третий прототип BM10V3, который имел вооружение из четерех пулеметов MG 17 калибра 7,9 мм, установленных в носовой части. Все три машины (Bf-110V1, V2 ,V3) 14 января 1937 года были отправлены в авиаполк, где продолжали испытываться. На серийных самолетах Bf-ИОА была предусмотрена установка двигателей DB 600А мощностью 986 л. с. на взлете и 910 л.с. на высоте 3600 м. Но фирма Даймлер-Бенц не смогла устранить некоторые дефекты двигателей DB 600, и они были признаны непригодными для установки на самолет. В то время, когда предсерийные Bf-110A-0 появились на сборочных линиях, моторы DB 600 уже не выпускались.

Для их замены был создан DB 601 с прямым впрыском топлива, увеличенным коэффициентом сжатия и улучшенным нагнетателем.Начало массового производства двигателей DB 601 планировалось лишь весной 1938 года. Поэтому было принято решение сократить количество предсерийных ВМ10А-0 и приспособить их под двигатели JUMO 210D. Переход с DB 600 на JUMO 210 в то время не был большой проблемой, и первый Bf-110A-01 начал испытываться в Аугсбурге в августе 1937 года. На самолете были установлены двигатели JUMO 210D с мощностью 680 л.с. на взлете и 640 л.с. на высоте 2700 м и двухлопастные винты изменяемого шага. Из-за меньшей мощности двигателей соответственно снизились летные характеристики самолета. Скорость достигала всего 430 км/ч на высоте 3600 м. Вооружение по-прежнему состояло из четырех пулеметов калибра 7,9 мм MG 17 и одного MG 15 такого же калибра на подвижной установке в задней части кабины. Полный вес самолета при нормальной топливной нагрузке составлял 5600 кг. На новые двигатели DB 601 возлагались большие надежды, поэтому программа испытаний Bf-110 с JUMO 210 была сокращена, и в марте 1938 года появился последний предсерийный Bf-110A-04. Эта версия имела более заостренный нос фюзеляжа, в верхней части которого были размещены четыре пулемета MG 17, а в нижней установлены две 20мм пушки MG FF. Стрельбой из пушек управлял штурман-радист. Дальнейшая задержка новых двигателей DB 601А отразилась и на Bf-110B, на которые продолжали устанавливать менее мощные двигатели "Юнкерс" JUMO 210, и первый из десяти предсерийных самолетов Bf-110B-01 взлетел 19 апреля 1938 года.

Он имел двигатели JUMO 210G с прямым впрыском топлива, которые вращали трехлопастные винты изменяемого шага. На предсерийных Bf-110B-O не было вооружения, но на последовавшие в июле 1938 года серийные Bf-110B-1 уже устанавливали полный комплект вооружения, аналогичный вооружению Bf-110A-04 и MG 15 для защиты самолета сзади.В то время как Bf-109 был широко разрекламирован, Bf-110 оставался малоизвестным самолетом. В августе 1938 года в Германию с официальным визитом прибыл начальник генерального штаба ВВС Франции генерал Вуллемин. Визит дал возможность показать Bf-110 и попытаться запугать Францию. Вуллемин был приглашен на заводы Мессершмитта. Генералу показали часть сборочной линии и продемонстрировали Bf-110, взлетающие с правильными интервалами. Французский генерал, по-видимому не подозревал, что немцы подготовили ему замечательный спектакль, который был тщательно отрепетирован. Самолеты взлетали последовательно; сначала предсерийные Bf-110B-O, а затем несколько Bf-110B-1. Они совершали посадку вне поля зрения французской делегации, вкатывались обратно на фабрику и заново "сходили" со сборочной линии, снова взлетали и скрытно возвращались. Этим достигалась имитация большого количества серийных самолетов.

Мессершмитт Вf 110

Демонстрация произвела должное впечатление на французов, хотя ко времени визита было собрано всего 4 Bf-110B-1, а тяжелые истребительные группы находились еще в стадии формирования. После этого визита французская разведка предприняла операцию по захвату "сто десятого". В мае 1939 года подкупленные разведкой летчик и механик, работавшие на заводе в Аугсбурге, угнали один Bf-110 во Францию. Однако при посадке в сложных метеоусловиях оба погибли. А самолет через два месяца после тщательного изучения специалистами был возвращен в Германию. До конца 1938 года производство Bf-110B в среднем составляло 2 самолета в неделю. Вилли Мессершмитт не пытался улучшить конструкцию самолета, так как машина с двигателем JUMO 210G не считалась истребителем, способным выполнять боевые задачи, и рассматривалась как временный самолет для развития оборудования и вооружения. Истребитель был годен лишь для тренировочных задач. Несколько Bf-110B находились в i/LG 1 (учебном дивизионе), где они отрабатывали тактику боя. Было выпущено лишь 45 Bf-110B-1 и "В2" включая Bf-110B-2, с демонтированными пушками и установленной фотокамерой. Шесть самолетов были позднее переделаны в тренировочную версию Bf-110В-3 и использовались до 1941 года. Этот самолет не имел пушек, и, как правило, пулеметы также снимались. На нем устанавливали дополнительную радиостанцию и оборудование для слепых полетов. Несколько Bf-110B участвовали в экспериментальной программе по установке 30 мм пушки Рейнмегалл МК 101, а один испытывался с так называемой установкой ураганного огня с полуавтоматической подачей 73 мм ракет.

Первые воздушные стрельбы из этой установки начались 10 марта 1939 года на полигоне в Тарневице. Восемь магазинов с ракетами размещались внутри фюзеляжа, откуда ракеты подавались в стволы, выступающие из нижней носовой части фюзеляжа. При стрельбе с 350 метров по движущейся мишени размером 0,6 на 0,6 метра было зафиксировано 40% попаданий. Испытания продолжались до 1943 года, но установка так и не была принята на вооружение. Bf-110C. С появлением более мощного двигателя производство Bf-110 возросло, началось формирование специальных истребительных групп, вооруженных Bf-110. Самолет получил название Bf-110C. Если не считать силовой установки и радиаторов, истребитель лишь незначительно отличался от старой модели "В". В результате уменьшения размаха крыла и его площади был увеличен угол атаки, и в элероны были установлены внутренние триммеры ближе к фюзеляжу взамен внешних триммеров на ранних моделях. Гитлеровская пропаганда усердно восхваляла новый истребитель. Однако уже в следующем году он принес некоторые разочарования. Критике подверглась маневренность самолета, но появилось и оправдание, что двухмоторные истребители всегда проигрывают в маневре одномоторным и только соответствующая тактика боя может свести на нет превосходство одномоторных истребителей. Однако эти надежды в 1940 году были развеяны пилотами "Спитфайеров" и "Харрикейнов" во время "Битвы за Англию".

Мессершмитт Вf 110



Скажи!

© WOWAR.RU