Wowar.Ru

Истребитель Мессершмитт Вf 109

 История конструкции самолета Messerschmitt Bf.109

Прототипы "Берта" и "Цезарь".

Истребитель Мессершмитт Вf 109Истребитель Bf 109, без всякого сомнения, можно считать своеобразным символом германской авиации, ее "фирменным блюдом". Самолет небольших размеров с осиной талией и характерной формой остекления кабины, образованной плоскими прозрачными панелями, со стойками шасси, убирающимися наружу, повсеместно называли по фамилии его главного конструктора "мессершмиттом" и при этом не указывали никаких цифр. Уступая по числу выпущенных машин только советскому штурмовику Ил-2, "сто девятый" заслужил множество похвальных отзывов от пилотов, летавших на нем, и не меньшее число проклятий со стороны летного состава противников Германии. На протяжении 20 лет Вf 109 оставался на вооружении ВВС различных стран. Трудно подыскать другой пример столь долгой боевой карьеры для истребителя с поршневым двигателем.

Истребитель Мессершмитт Вf 109

Вильгельм Эмиль Мессершмитт (Wilhelm Emil Messerschmitt)

Вилли Мессершмитт родился 26 июня 1898 году в семье франкфуртского виноторговца. Впервые авиационная, а точнее, воздухоплавательная тематика привлекла его внимание в возрасте 11 лет, когда все газеты Германии запестрели статьями о гибели одного из огромных дирижаблей, построенных Цеппелином. В 1910 году семья Мессершмиттов переехала в Бамберг, старинный городок неподалеку от Нюрнберга. Там Вилли познакомился с архитектором Фридрихом Хартом, энтузиастом планеризма. Харт позволил подростку совершить небольшой полет на самодельном планере, и сердце юного Мессершмитта было навсегда отдано авиации.

Истребитель Мессершмитт Вf 109Харт привлек Вилли к постройке очередных вариантов планера собственной конструкции. Вскоре после начала Первой мировой войны Харта призвали в армию, но уже через год он вернулся по ранению. В 1916 году Ф. Харт и В. Мессершмитт построили первый планер совместной разработки. Заметим, что Фридрих был вдвое старше своего соавтора и фактически вывел на орбиту мировой известности ракету по фамилии "Мессершмитт".В конце Первой мировой войны пришел черед Вилли надевать армейскую форму: на непродолжительное время он стал минометчиком. Вскоре после перемирия, заключенного в ноябре 1918 года, Ф. Харт был принят на работу в фирму "Байeрише Флюгцойгверке", ставшей наследницей знаменитой самолетостроительной компании "Альбатрос", а 20-летний В. Мессершмитт поступил в мюнхенскую Высшую техническую школу. В 1921 году, выполняя испытательный полет на очередном планере S 14 совместной с Вилли разработки, Харт получил тяжелые травмы, от которых впоследствии не оправился. Еще через два года творческий союз распался, и новоиспеченный инженер В. Мессершмитт (конструкцию одного из планеров засчитали ему в Высшей технической школе в качестве дипломной работы) основал собственную фирму "Мессершмитт Флюгцойгбау".

Вскоре Вилли нашел нового "старшего товарища", на этот раз директора фирмы "Спортфлюг" Тео Кронвайсса, в прошлом обер-лейтенанта германских ВВС. Кронвайсс поддержал Мессершмитта морально и финансово при постройке двух самолетов: легкого двухместного М 17 и небольшого пассажирского М 18. Первый представлял собой небольшую авиетку-моноплан с мотором мощностью 32 л.с., получившую высокую оценку в Германском летно-испытательном центре ("лучшая авиационная конструкция с 1917 г."). Моноплан М 18 предназначался для перевозки трех пассажиров. После успешного завершения испытаний правительство Баварии заказало Мессершмитту постройку серии этих машин. Таким образом, М 18 — первый серийный самолет конструкции В. Мессершмитта. Последние серийные М 18с с английскими двигателями "Линкс" могли поднять в небо восемь пассажиров и одного пилота; всего было построено 25 машин этого семейства. На волне успеха Мессершмитт и Кронвайсс организовали совместную транспортную авиакомпанию "Нордбайерише Веркерсфлюг".

Истребитель Мессершмитт Вf 109

В сентябре 1927 г. произошло слияние компании "Байерише Флюгцойгверке" и фирмы, организованной В. Мессершмиттом; при этом 29-летний Вилли получил должность главного конструктора со штаб-квартирой в Аугсбурге. Наращивая свое влияние в компании, В. Мессершмитт выгодно женился на дочери магната Штромайера-Раулино и убедил тестя перекупить акции "Байерише Флюгцойгверке", принадлежавшие прежде правительству Баварии. Следующим шагом стало назначение Вилли Мессершмитта вторым директором компании наряду с прежним - Фрицем Хилле. Однако вскоре настали тяжелые времена мирового экономического кризиса, количество заказов стремительно сократилось. В жарких "баталиях" с конкурентами за контракты В. Мессершмитт, высокомерный и несдержанный, приобрел могущественных недоброжелателей: авторитетного офицера из штаба ВВС Виллиса, авиаконструктора Э. Хейнкеля и весьма влиятельного авиационного чиновника Э. Мильха (последний возглавлял авиакомпанию "Люфтганза" в период, предшествовавший приходу нацистов к власти в Германии). Все это привело к тому, что в июне 1931 года фирму "Байерише Флюгцойгверке" объявили банкротом. Распродав все имущество, включая личный автомобиль, В. Мессершмитт чудом удержался на плаву благодаря поддержке румынской авиакомпании, которая приобрела лицензию на производство легкого двухместного спортивного самолета М 23 (в Румынии он получил обозначение LAR-36). Еще несколько таких машин купили частные лица, в том числе видный деятель германской национал-социалистической партии Р. Гесс. Впоследствии Мессершмитт и Гесс стали близкими друзьями, что свидетельствует о симпатиях конструктора к нацистской идеологии (заметим, что с 1924 года В. Мессершмитт был членом НСДАП и впоследствии получил даже золотой значок как ее ветеран). Еще в 1920-х годах Мессершмитт близко познакомился с Э. Удетом, будущим главой Технического управления. Однако знакомства не помогли, и в 1931 году Вилли остался практически у разбитого корыта, сохранив лишь небольшую группу ближайших помощников, которые стали сотрудниками новой компании "Мессершмитт Флюгцойгбау".

С приходом нацистов к власти в 1933 г. Р. Гесс оказал содействие в восстановлении прежней, уже заслужившей в авиационных кругах определенное имя компании "Байерише Флюгцойгверке"; более того, она получила в свое распоряжение новый завод в Регенсбурге. Однако Э. Мильх, также возвысившийся, по-прежнему недолюбливал Мессершмитта и решил превратить его фирму в своеобразный филиал компании своего друга Э. Хейнкеля, поручив ей лицензионное производство разведчика Не 45. Хейнкель даже попытался перекупить завод в Регенсбурге и ликвидировать производственную базу конкурента, но это ему не удалось. Взаимная неприязнь двух видных германских авиаконструкторов стала еще глубже. Не получая заказов от германского министерства авиации, В. Мессершмитт демонстративно обратился за разрешением о разработке самолетов в интересах иностранных заказчиков (в частности, румынской фирмы ICAR) и о продаже лицензий на выпуск легких самолетов своей конструкции за границей, в том числе на М 35. Эту машину руководство германского аэроклуба в то время объявило "лучшим в мире спортивным самолетом", на нем Р. Гесс выиграл "Кубок побережья", а пилот В. Штор победил в национальном чемпионате по авиационной акробатике. Последовал звонок из имперской канцелярии, Мильху объяснили, что он "не прав", и тот, скрепя сердце, вынужден был разрешить Мессершмитту участие в конкурсе на разработку легкого одноместного истребителя.

Истребитель Мессершмитт Вf 109

Однако следует упомянуть еще об одной машине, особенности которой в значительной мере повлияли на облик будущего боевого первенца В. Мессершмитта. Речь идет о спортивном самолете М 37, впоследствии получившем обозначение Bf 108 "Тайфун". Это был цельнометаллический (впервые для "Байерише Флюгцойгверке") низкоплан с закрытой кабиной и убирающимися в направлении законцовок крыла стойками шасси, автоматическими предкрылками типа "Хэндли Пейдж" и характерным для компании В. Мессершмитта хвостовым оперением. Консоли крыла машины можно было снимать, не выставляя самолет на козелки, поскольку узлы крепления стоек шасси находились в центроплане, выполненном неразъемным с фюзеляжем. Если заглянуть поглубже под обшивку Bf 108, то мы обнаружим ту же конструкцию фюзеляжа, собранного из отдельных дюралевых листов с отбортовками, ту же систему уборки шасси, которые характерны для истребителя Bf 109. Словом, конструкторы В. Мессершмитта предварительно потренировались "на кошечках".

Истребитель Мессершмитт Вf 109

Впоследствии спортивный самолет Bf 108 принял участие в множестве международных соревнований и неоднократно занимал призовые места. Успех "Тайфуна", запущенного в крупную серию, стал одним из важных аргументов, заставивших Э. Мильха "сменить гнев на милость".

Bf 109B-1

Модель
Bf 109B-1
Экипаж, человек
1
Год выпуска
1937
Длина самолета, м
8,70
Размах крыла, м
9,90
Площадь крыла, м2
16,35
Взлетный вес
2197
Силовая установка
Jumo210D
Мощность, л.с.
535
Максимальная скорость, км/ч у земли
460
Максимальная скорость, км/ч на высоте 4000 м
465
Скороподъемность, м/сек
10,9
Практический потолок, м
9000
Дальность полета, км
450
Вооружение пулеметы MG-17 7,92-мм
2-3

Bf109B-2

Модель
Bf 109B-2
Экипаж, человек
1
Год выпуска
1937
Длина самолета, м
8,70
Размах крыла, м
9,90
Площадь крыла, м2
16,35
Взлетный вес
2152
Силовая установка
Jumo210Da
Мощность, л.с.
720
Максимальная скорость, км/ч у земли
470
Максимальная скорость, км/ч на высоте 4000 м
465
Скороподъемность, м/сек
10,2
Практический потолок, м
9000
Дальность полета, км
450
Вооружение пулеметы MG-17 7,92-мм
2

Bf109C-1

Модель
Bf 109C-1
Экипаж, человек
1
Год выпуска
1938
Длина самолета, м
8,70
Размах крыла, м
9,90
Площадь крыла, м2
16,35
Взлетный вес
2296
Силовая установка
Jumo210Ga
Мощность, л.с.
700
Максимальная скорость, км/ч у земли
420
Максимальная скорость, км/ч на высоте 4000 м
470
Скороподъемность, м/сек
9,.52
Практический потолок, м
9500
Дальность полета, км
450
Вооружение пулеметы MG-17 7,92-мм
4

Bf109C-2

Модель
Bf 109C-2
Экипаж, человек
1
Год выпуска
1938
Длина самолета, м
8,70
Размах крыла, м
9,90
Площадь крыла, м2
16,35
Взлетный вес
2420
Силовая установка
DB600Aa
Мощность, л.с.
986
Максимальная скорость, км/ч у земли
нет данных
Максимальная скорость, км/ч на высоте 4000 м
нет данных
Скороподъемность, м/сек
нет данных
Практический потолок, м
9500
Дальность полета, км
450
Вооружение пулеметы MG-17 7,92-мм
4


© WOWAR.RU