Wowar.Ru

Истребитель Девуатин D.500

Французские истребители Dewoitine D.500 (D.500/501/510)

Истребитель Девуатин D.500Самолет, с 1929 года разрабатываемый в конструкторском бюро фирмы Dewoitine под началом Эмиля Девуатина, являлся монопланом цельнометаллической конструкции с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси, и вначале имел обозначение D.50bis. Летом 1932 года впервые совершил полет прототип D.500.01. В конкурсе на истребитель для ВВС Франции, где участвовали десять компаний, победил именно D.500, показав отличные характеристики маневренности, скорости и управляемости. Однако, самолет имел и недостатки: например, высокую посадочную скорость.

Истребитель Девуатин D.500

Прототип D.500-01, май 1932 года

D.500.01 был оснащен 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения "Испано-Сюиза" HS 12Xbrs мощностью 690 л.с. Вооружение вначале состояло из двух синхронных пулеметов "Виккерс", затем было заменено на два 7,5-мм пулемета "Дарн" в крыле. Заказ на первую партию из 60 самолетов поступил летом 1933 года. Далее серийное производство самолетов шло до лета 1938 года. В общей сложности был построен 381 самолет данного типа, учитывая прототипы, на заводах SNCAM "Девуатин" в Тулузе, "Лиор-эт-Оливье" в Клиши и "Ателье шантье де ля Луар" в Сен-Назере.

Самолеты Dewoitine
Истребитель Девуатин D.500 Истребитель Девуатин D.500
Истребитель Девуатин D.500 Истребитель Девуатин D.500
Нажмите на фото для увеличения

Французский истребитель Dewoitine D.500 являлся свободнонесущим низкопланом с хорошими аэродинамическими обводами‚ имевшим цельнометаллическую (включая обшивку) конструкцию. Строение крыла‚ фюзеляжа и подкосного хвостового оперения было традиционным. Неубирающееся шасси с хвостовым колесом напоминало шасси самолетов серии D.37. Существовало много модификаций этого самолета, которые в основном отличались двигателями и составом вооружения. В начале Второй мировой войны наиболее активно применялся истребитель D.510.

Истребитель Девуатин D.500

Из основных модификаций можно назвать:

  • D.500C1 - с двигателем HS 12Xbrs мощностью 690 л.с. Вооружение состояло из четырех пулеметов: два синхронных "Виккерс" и два крыльевых "Дарн". Надо отметить, что фюзеляжные пулеметы часто снимались, а со 112-го самолета вместо пулеметов Darne ставились 7,5-мм MAC 1934. Серийное производство началось в ноябре 1934 года. С учетом экспортных машин, построен 101 самолет.
  • D.500V - самолет для Венесуэлы. В июле 1935 года было заказано 3 единицы.
  • D.501C1 - с двигателем HS 12Xcrs (той же мощности - 690 л.с.), являлся первым серийный истребителем с пушечным вооружением. Вместе с экспортными построено 157 машин. Вооружение этого самолета включало: 1х20-мм мотор-пушка HS S7 или HS S9 с боекомплектом 60 снарядов и 2х7,5-мм крыльевых пулемета "Дарн".
  • D.501L - модификация для Литвы. Построено 14 самолетов в 1936-1937 гг.
  • D.510C1 - с двигателем HS 12Ycrs мощностью 860 л.с. с трехлопастным винтом. Использован радиатор большего размера, увеличен запас горючего. Вооружение, как у модификации D.501C1, пулеметы - "Дарн" или MAC 1934. Этот самолет стал первым истребителем Франции, который превысил скорость 400 км/ч. В мае 1936 года была заказана первая партия из 25 самолетов. Всего для французских ВВС было поставлено 88 самолетов данного типа в период с июля 1936 года по сентябрь 1937 года, а всего было произведено 120 машин (включая прототипы и экспортные).
  • D.510C - модификация самолета для китайских Военно-воздушных сил. Выпущено 24 самолета. Китайские D.510C, поступившие на вооружение 41-й и 42-й эскадрилий, в 1938-1939 гг. воевали с японцами.

Истребитель Девуатин D.500

Истребитель Девуатин D.500

Истребитель Девуатин D.500

Основные характеристики самолетов:

Самолет D.501C1

  D.501C1
Двигатель:  
тип Испано-Сюиза HS 12Xcrs
мощность, л.с. 690
Размах крыла, м 12,09
Длина самолета, м 7,74
Высота самолета, м 2,75
Площадь крыла, кв. м 16,50
Масса, кг:  
пустого самолета 1256
взлетная 1700
Максимальная скорость, км/ч:  
у земли 318
на высоте 371
Время набора высоты, мин.-сек.:  
5000 м 6-36
6000 м  
Потолок, м 8400
Дальность полета, км 855

Самолет D.510C1

  D.510C1
Двигатель:  
тип Испано-Сюиза HS 12Ycrs
мощность, л.с. 860
Размах крыла, м 12,09
Длина самолета, м 7,94
Высота самолета, м 2,75
Площадь крыла, кв. м 16,50
Масса, кг:  
пустого самолета 1430
взлетная 1950
Максимальная скорость, км/ч:  
у земли 330
на высоте 402
Время набора высоты, мин.-сек.:  
5000 м  
6000 м 7-25
Потолок, м 10500
Дальность полета, км 740

 

Спойлер: Серийно не производились

Несколько опытных машин, которые серийно не производились, были созданы на базе истребителя D.500:

  • D.511 - самолет с фюзеляжем и хвостовым оперением, как у D.500, но имевший крыло уменьшенного размаха; оснащался двигателем HS 12Ycrs. Построенный прототип не был испытан в полете, а затем переделан в D.503.
  •  D.503 - с двигателем HS 12Xcrs, вооружение аналогично D.501. Проходил испытания с 15 апреля 1935 года.
  • D.513 - глубокая модернизация истребителя D.510 с закрытой кабиной, бесподкосным шасси, двигателем и вооружением, как у исходного образца. Прототип был облетан 6 января 1935 года, но проиграл конкурс самолету Morane-Saulnier MS.406.

Кроме того разрабатывались и другие варианты французского истребителя D.500, которые не были построены:

  • HD.502 - поплавковый гидроистребитель;
  • D.504 - модификация для испытаний парашютов;
  • D.505 - с двигателем "Лоррэн" LD 12Н "Петрел" (720 л.с.);
  • D.506 - с "Фарманом" 12Wi (650 л.с.);
  • а также пять проектов с двигателями воздушного охлаждения - D.507 с HS 14На (1000 л.с.), D.508 с GR 14Kes (880 л.с.), D.508bis с американским "Райтом" SR1820-F3 (710 л.с.) и D.509 с HS 14Нb (670 л.с.).

Спойлер: Серийно не производились

Самолеты семейства Dewoitine D.500/501/510 были этапными для военной авиации Франции, и в некотором отношении не могли не повлиять на мировые тенденции развития истребителей. В том числе, это касалось вооружения пушкой, стреляющей через вал винта. Но к началу Второй мировой войны они уже устарели.

Спойлер: Подробные характеристики на французском языке

D.501

Modèles D.501
Prototype 11/6/1936
Pilote Surtrel
Production 157
Envergure 12,92 m
Longueur 7,56 m
Hauteur 3,406 m
Surface alaire 16,5 m~
Poids à vide 1.347 kg
Poids en charge 1.790 kg
Capacité de charge 443 kg
Poids maximum -kg
Vitesse maximum 359 km/h à 4.700 m
Vitesse ascensionnelle 4.000 m en5'H"
Plafond 8.000 m
Rayon d'action maximum 860 km
Motorisation Hispano-Suiza12Xcrs
Cylindres 12 en V
Refroidissement Liquide
Puissance décollage 660 CV
Puissance à 690 CV à 4.700 m
Tours/minute 2.600
Hélice  
Nom BipaleLevasseur-Reed
Diam. 3, 30 m
Carburateur Zenith
Armement  
Mitrailleuses 2 X Vickers 7,7 mm 2 X Darne
Canons  

D.503

Modèles D.503
Prototype 15/4/1935
Pilote Doret
Production 1
Envergure 12,92 m
Longueur 7,618 m
Hauteur 3,406 m
Surface alaire 16,5 m~
Poids à vide 1.378 kg
Poids en charge 1.798 kg
Capacité de charge 420 kg
Poids maximum -kg
Vitesse maximum 362 km/hà 4.700 m
Vitesse ascensionnelle  
Plafond 8.000 m
Rayon d'action maximum 860 km
Motorisation Hispano-Suiza 12Xcrs
Cylindres 12 en V
Refroidissement Liquide
Puissance décollage 660 CV
Puissance à 690 CV à 4.700 m
Tours/minute 2.600
Hélice  
Nom BipaleChauvière
Diam. 3, 30 m
Carburateur Zenith 125 RGSL.8
Armement  
Mitrailleuses 2 X MAC 34 7,5 mm
Canons 1 X Hispano HS 9 de 20 mm

D.510

Modèles D.510
Prototype 14/5/1935
Pilote Doret
Production 120
Envergure 12,92 m
Longueur 7,94 m
Hauteur 3, 625 m
Surface alaire 16,5m~
Poids à vide 1.425 kg
Poids en charge 1.929 kg
Capacité de charge 504 kg
Poids maximum -kg
Vitesse maximum 393 km/h à 4.800 m
Vitesse ascensionnelle 4.000 m en 5'30"
Plafond 10.500 m
Rayon d'action maximum 600 km
Motorisation Hispano-Suiza12Ycrs
Cylindres 12 en V
Refroidissement Liquide
Puissance décollage 890 CV
Puissance à 920 CV à 4.800 m
Tours/minute 2.400
Hélice  
Nom Tripale Ratier à pas fixe
Diam. 3, 10 m
Carburateur Zenith 125 RGSL.8
Armement  
Mitrailleuses 2 X MAC 34 7,5 mm
Canons 1 X Hispano HS 9 de 20 mm

Спойлер: Подробные характеристики на французском языке

Истребитель Девуатин D.500

Если в 30-е годы самолеты Dewoitine D.500 (501/510) являлись основными истребителями французских ВВС, то к началу Второй мировой войны они уже устарели. Часть самолетов этого семейства была переведена за пределы метрополии, а часть передали в учебные части и резерв. С марта-апреля 1939 года самолеты семейства D.500 начали уступать место новым истребителям MS.406 и Кэртис Н.75, но к сентябрю их еще оставалось относительно много. На первый день войны на самолетах Девуатин D.510 летали группы GC I/1, II/1 и I/8, которые затем перешли на более современные машины.

Истребитель Девуатин D.500

На Dewoitine сформировали пять эскадрилий и одно отдельное звено ПВО. Две из них дислоцировались в Северной Африке. В мае 1940 года их свели в группу GC III/4. Кроме этого, D.510 до конца 1941 года эксплуатировала группа GC I/6 в Сенегале. Часть D.510 передали морской авиации, где ими вооружили эскадрильи АС3 и АС4. Первая из них пошла в бой уже на MB. 151, вторая участия в боевых действиях не принимала.

Истребитель Девуатин D.500

Истребитель Девуатин D.500

Республиканские ВВС Испании во время гражданской войны использовали два D.510 и семь D.500. Некоторые страны приобрели D.510 с целью проведения испытаний, в том числе и для ознакомления с мотор-пушкой: СССР (один D.510R), Великобритания (один D.510A), Япония (два D.510J, испытывавшихся морской авиацией под обозначением AXD). Два D.510TH были заказаны Турцией, но в итоге попали в Испанию.

Истребитель Девуатин D.500

Источники:

  • Patrick MARCHAND Junko TAKAMORI "Dewoitine D.500 - 510";
  • Dewoitine D.500 "Description technique";
  • А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны".

Скажи!

© WOWAR.RU