Wowar.Ru

Бомбардировщик Handley Page Hampden

Двухмоторный бомбардировщик Хендли Пейдж ХП.52 Хемпден

Бомбардировщик Handley Page HampdenМинистерство авиации Британии до Второй мировой войны начало развивать свои бомбардировщики по трем типам, которые создавались согласно существовавшим в то время техническим возможностям и военно-политической ситуации. Например, вначале были "Хэмпден" - "Уитли" - "Веллингтон", потом "Стирлинг" - "Галифакс" - "Ланкастер", а после войны были приняты на вооружение "Вэлиент" - "Виктор"- "Вулкан". В 1932 году английские военные стали предварительно разрабатывать технические требования к новому поколению самолетов, тогда и было положено начало истории "Хэмпдена". В то время на вооружении стояли бипланы с открытыми кабинами: "Харт", "Хейфорд" и "Сайдстренд". И надежды (технические требования В.9/32) Министерства Авиации вполне обоснованы - был необходим двухмоторный бомбардировщик с закрытой кабиной и убирающимся шасси, который мог доставить достаточно большую бомбовую нагрузку на значительное расстояние.

Таким образом, родился бомбардировщик Хэндли-Пейдж НР.52, позже названный - "Хэмпден". Стоит отметить, что более известный - "Веллингтон" создавался по упомянутой выше спецификации В.9/32.

Вероятно, рассказ про бомбардировщик Handley Page Hampden на страницах сайта pro-samolet.ru целесообразнее (или по крайней мере - интереснее) начать с боевого применения этого самолета. Хотя "Хэмпден" и имел слабое оборонительное вооружение, он неплохо зарекомендовал себя в начальный период второй мировой войны. Его хорошо узнаваемая конструкция обеспечивала высокую скорость и маневренность, а также хороший обзор для пилота. Установка дополнительного вооружения, брони, пламегасителей и тралов для борьбы с аэростатами значительно ухудшили летные характеристики машины. Но есть множество примеров, когда "Хэмпдены" возвращались на базу с тяжелыми повреждениями. Кроме того, надо помнить о двух Крестах Виктории, полученных экипажами "Хэмпденов" в самом начале войны.

На фото: Хендли Пейдж HP.52 "Хемпден"
Бомбардировщик Handley Page Hampden Бомбардировщик Handley Page Hampden
Нажмите на фотографию для увеличения

Боевое применение

С первых дней второй мировой войны английские бомбардировщики Handley Page Hampden принимали активное участие в действиях против нацистской Германии. Они применялись и для вооруженной разведки, с целью поиска кораблей Кригсмарине. 29 сентября 1939 года, произошло первое столкновение с самолетами люфтваффе. В районе Гельголандской бухты две группы самолетов "Хэмпден" 144-й эскадрильи общей численностью 11 машин были атакованы Мессершмиттами Bf 109E, взлетевшими с Фризских островов. Все пять "Хэмпденов" первой группы были сбиты. Вторая группа смогла отбиться от немецких истребителей и вернуться на базу.

Бомбардировщик Handley Page Hampden

По результатам этого и других боев были сделаны выводы о неудовлетворительном состоянии оборонительного вооружения самолета, и с декабря бомбардировщики Handley Page Hampden стали применяться преимущественно в ночных вылетах.

Обучение экипажей ночным полетам проводилось параллельно с проведением операции "Nickels" (сброс пропагандистских листовок над территорией, оккупированной немцами). Надо сказать, что в ходе 123 рейдов "Nickels", проводившихся до конца 1940 года, был потерян всего один самолет "Хэмпден". Вместе с "Уиттли" бомбардировщики Хэндли-Пейдж также патрулировали над базами германских гидросамолетов, с целью помешать им установить магнитные мины в гаванях и устьях рек Англии. Ситуация изменилась, когда Адмиралтейство разработало собственные магнитные мины - "Хэмпдены" установили в прибрежных водах Германии более 700 таких боеприпасов, каждый из которых весил 907 кг. В операциях по постановке мин принимали участие пять эскадрилий "Хэмпденов": 44-я, 49-я, 50-я, 61-я и 144-я, которые до конца 1940 года потеряли 21 самолет в этих вылетах.

Во время Норвежской компании самолеты "Хэмпден" также хотели использовать в качестве дневных бомбардировщиков, но результаты оказались удручающими. Командир 5-й группы эйр-коммодор Артур Харрис (в будущем Маршал авиации, глава Бомбардировочного Командования) желая изменить ситуацию, пригласив группу инженеров по сельскохозяйственному оборудованию, которые создали спаренные установки из пулеметов Виккерс К для верхней и нижней стрелковых точек. Разумеется, место стрелка стало очень тесным, но зато усилилась защита с задней полусферы. Кроме того, на некоторых самолетах снимали бортовые панели обшивки, устанавливая дополнительные пулеметы.

Бомбардировщик Handley Page Hampden

В мае 1940 года, после начала немецкого блицкрига, Бомбардировочное Командование RAF начало атаковать военные объекты на территории Рейха, нанося ночные удары по дорогам и железнодорожным узлам. "Хэмпдены" вместе с "Уитли" из 4-й группы в ночь с 11 на 12 мая бомбили сортировочный узел Монхен-Гладбах. После падения Франции и начала подготовки немцев к операции "Морской лев" порты на побережье Бельгии и Франции стали основной целью самолетов Бомбардировочного Командования. "Хэмпдены", "Уиттли", "Веллингтоны" и "Бленхеймы" каждую ночь наносили удары по скоплениям судов, однако не достигая особого успеха. Немцы, в свою очередь, приняли ответные меры, сконцентрировав вокруг портов большое количество зенитных орудий, что привело к росту потерь британских бомбардировщиков второй мировой войны.

Тем не менее налеты на Германию были усилены. Так, "Хэмпден" L4070 ночью 1-2 июля сбросил 907-кг бомбу на порт Киля, пытаясь поразить стоявший там линкор "Шарнхорст". Несмотря на несколько попыток прицельно сбросить свой груз, были допущен промах и бомба упала в город, причинив ему значительные разрушения. В ночь с 12 на 13 августа самолет Р4493 атаковал и разрушил акведук на канале Дортмунд-Эмс. А в ночь с 15 на 16 сентября сержант Джон Хана, радист Р1335 из 83-й эскадрильи, в одиночку погасил пожар на борту своего самолета, чем спас экипаж, которым удалось довести самолет до базы. Самолеты "Хэмпден" входили в группу разнотипных бомбардировщиков (12 машин из 61-й и 144-й эскадрилий), совершивших свой первый налет на Берлинв ночь с 25 на 26 августа. 16-17 декабря, "Хэмпдены" участвовали в массированном налете на Мангейм для уничтожения промышленных предприятий. Несколько ночных рейдов зимой было проведено против целей промышленного района Рура.

В то время Бомбардировочное Командование отдавало приоритет участию в Битве за Атлантику, нежели бомбардировкам Рейха. Учитывая значительную угрозу от немецких боевых кораблей, находящихся во французских портах, все силы английских бомбардировщиков были брошены на атаки Бреста, где базировались "Шарнхорст" и "Гнейзенау". В мае самолет "Хэмпден" из 44-й эскадрильи смог добиться прямого попадания бомбой в "Гнейзенау". 24 июня "Хэмпдены" и три бомбардировщика "Фортресс" В-17 попытались атаковать немецкие корабли в светлое время суток. В результате два "Хэмпдена" были сбиты зенитным огнем. Еще раз англичане отказались от ночных операций 13 декабря, когда днем три "Хэмпдена" из 44-й эскадрильи поставили мины у входа во французскую гавань в попытке помешать немецким кораблям покинуть ее. Два бомбардировщика получили повреждения, но смогли вернуться на свою базу, а один самолет был сбит.

Бомбардировщик Handley Page Hampden

К середине 1940 года было выпущено достаточное количество "Хэмпденов" и началось формирование новых эскадрилий, экипажи которых принадлежали преимущественно странам Британского Содружества. В 1941 году закончили подготовку 408-я (Goose) эскадрилья RCAF и 455-я эскадрилья RAAF, а в мае 1942 года закончила переучивание на "Хэмпдены" еще одна эскадрилья - 415-я (Swordfish), за которой последовала 489-я (новозеландская) эскадрилья. 415-я и 489-я проходили обучение по торпедометанию и получили на вооружение самолеты "Хэмпден" ТВ.Мк.1, а позже - 408-я и 455-я эскадрильи, а из британской 5-ой группы - 144-я эскадрилья.

Спойлер: Торпедоносец

Во время создания "Хэмпдена" рассматривалась возможность использования его в качестве торпедоносца. В преддверии снятия "Хэмгщенов" с вооружения Бомбардировочного Командования, Опытный торпедный центр в Госпорте стал разрабатывать способы превращения освободившихся самолетов в носители торпед. Для этих экспериментов было выделено довольно большое количество самолетов. В качестве базового использовали вариант с одной торпедой, требовавший значительно меньше переделок. Для подвески использовались держатели для 907-кг бомб, но бомбоотсек не мог полностью вместить торпеду, которая на 89 мм выступала под фюзеляжем. Поэтому центральные створки бомбоотсека демонтировали вместе с петлями, а внешние створки зафиксировали в открытом положении. Кроме того изменили конструкцию одного из силовых шпангоутов в районе нижней стрелковой точки. После этих доработок полный взлетный вес "Хэмпдена" вырос до 10659 кг. Несмотря на дополнительное сопротивление, создаваемое торпедой, дальность полета составляла 3154 км. Также самолет получил возможность нести под крылом (на внешней части консоли) две 113-кг бомбы.

Испытания прошли успешно и в апреле 1942 года 144-я эскадрилья RAF и 455-я эскадрилья RAAF были переданы Береговому Командованию. К этому времени доработанные самолеты получили обозначение "Хэмпден" ТВ.Мк.1. Всего доработали 144 самолета. Существуют фотографии разных типов антенн радара ASV, устанавливавшихся на бомбардировщики-торпедоносцы. По результатам испытаний было отмечено, что антенны типа "Рождественная елка" негативно влияют на летные характеристики самолета, но, тем не менее, самолеты с такими антеннами поступили на вооружение 455-й и 489-й эскадрилий. Береговое Командование получило несколько подразделений бомбардировщиков-торпедоносцев "Хэмпден", включая 408-ю эскадрилью RCAF в Линдхолме , 415-ю эскадрилью RCAF и 489-ю эскадрилью.


Спойлер: Торпедоносец

Бомбардировщик Handley Page Hampden

Бомбардировщик-торпедоносец

В тоже время продолжалось нападение на врага с использованием бомб. Так, самолет АЕ309 3 ноября 1941 года, атаковал немецкий конвой из десяти торговых судов в районе Фризерских островов. Бомбы попали в самый большой транспорт водоизмещением 10000 тонн, убив командовавшего западным сектором ПВО Германии генерал-майора Варда. Обычно, прорвавшись мимо огня зениток, аэростатов заграждения и ночных истребителей в небе Германии, английские экипажи полагали, что успешно завершили рейд. Но немцы стали патрулировать около британских аэродромов, атакуя бомбардировщики (в основном Юнкерсы Ju 88) в момент захода на посадку, а порой даже "ждали" их у побережья. Англичане начали создавать ложные аэродромы. Самолеты люфтваффе многократно наноси впустую бомбовые удары, но аэродромы-фальшивки, к сожалению, привлекали и бомбардировщики RAF, которые пытались совершить посадку. Как минимум два "Хэмпдена" разбились именно так.

Бомбардировщик Handley Page Hampden

Первые четырехмоторные бомбардировщики стали приходить на смену Handley Page Hampden в 1942 году. Для увеличения живучести "Хэмпденов" их стали оснащать дополнительной броней, а также устанавливать на выхлопные патрубки пламегасители. Но подобные доработки в свою очередь вызвали новые проблемы - изменилась центровка машины и при отказе двигателя в полете ночью, особенно в облаках, самолет начинал опускать правое крыло. Если пилот не успевал во время парировать крен, самолет пикировал по спирали, из которой его было очень трудно вывести. Силы Бомбардировочного Командования постепенно росли (хотя точность бомбометания была далека до идеала), и в 1942 году "Хэмпдены" вместе с "Веллингтонами" и "Уитли" участвовали в нескольких массированных рейдах, в числе которых был и налет на заводы Рено в Биллакорте 3-4 марта. В конце мая и июня они приняли участие в известных налетах 1000 бомбардировщиков на Кельн, Эссен и Бремен.

"Хэмпдены" старались помешать прорыву линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" и крейсера "Принц Ойген" из Бреста в немецкие порты через Ла-Манш. Из-за нескольких случайностей обнаружить корабли удалось лишь на траверзе Дувра, после чего они подверглись атакам торпедоносцев "Свордфиш" и почти всех самолетов Бомбардировочного и Берегового Командований. Первыми из "Хэмпденов" закончили атаку по кораблям самолеты 408-й эскадрильи, за которой последовала 455-я. Затем вступили бомбардировщики 50-й, 420-й и 144-й эскадрилий, но многие из пилотов либо не смогли найти свои цели, либо были не в состоянии провести точную атаку из-за низкой облачности. Восемь самолетов "Хэмпден" были сбиты истребителями, а еще два - зенитным огнем. В операции также приняли участие самолеты 455-й эскадрильи, которые поставили мины на вероятном маршруте немецких кораблей у Фризских островов и у подходов к Вильгельмсхафепу.

Бомбардировщик Handley Page Hampden

Самолеты "Хэмпден" постепенно покидали боевые эскадрильи по мере поступления на вооружение "Стерлингов", "Галифаксов" и, наконец, "Ланкастеров". Крайний боевой вылет, в котором приняли участие Handley Page Hampden - это был налет на Вильгельмсхафен, который состоялся в ночь с 14 на 15 сентября 1942 года. Его провели бомбардировщики 408-й эскадрильи RCAF.

К этому времени бомбардировщики "Хэмпден" сделали 16541 боевой вылет, сбросив на врага 9115 тонн бомб. Потери среди этих самолетов были очень большими: 413 самолетов были уничтожены противником, а 194 разбились в авариях и катастрофах.

Handley Page Hampden считался устаревшим самолетом, но еще смог сыграть роль при подготовке экипажей. В общей сложности 200 самолетов вернули для этих целей в Канаду, хотя не все из них были канадской постройки. Вернувшись в Канаду, "Хэмпдены" служили в 32-ом OUT до самого окончания второй мировой войны.



© WOWAR.RU